Заговор — оформленный текст, имеющий магическую силу, могущий привести к желаемому результату. Структура заговора у славян:
отступление__основная часть__закрепка
1________2__3___________4__5_____6
1. Молитвенное вступление (обращение к «нужным силам»: дьяволу или богу): эта часть Заговора — одна из позднейших, сформировалась после охристианивания языческой Руси.
2. Зачин (путь): субъект — движется из этого мира в потусторонний, преодолевая соответственно 3 (сакральное число) границы: -> порог -> ворота -> чисто поле …
3. Эпическая часть (сужение пространства): в центре — сакральный персонаж:
— помощник
— вредитель
— защитник
персонаж обязательно должен иметь имя, а знать его и его имя- это дает власть над этим персонажем.
4. Заклинание (просьба, желание, приказ (первоначальный вариант)): самая древняя часть Заговора, восходит к описанию действий колдуна — некой магической формуле.
5. Закрепка (нейтрализация ошибки, завершение Заклинательной части): упоминание крепких предметов, чтобы смысл Заклинания не изменился.
6. Молитвенное завершение (зааминивание): появилось, как и 1. под влиянием христианства, необязательная часть.
Ритмика и поэтика:
Ритмическая единица — 3 — калон (синтагме). Заговор часто имеет определенное количество слогов, используются анафоры, эпифоры, часто параллелизм, эпитеты — как постоянные, так и сквозные (употребляются с разными словами на протяжении всего текста).
Главная задача Заговора — переход из одного пространства в другое, преобразование хаоса в космос.
Пример:
(пример составлен по мотивам древних заговоров)
1. Вступление:
Обращение к богам, к силам природы
2. Зачин:
Выйду я, перейду чрез порог — посмотрю вокруг.
Выйду за ворота — меч достану.
И пойду чрез чисто-поле.
3. Эпическая часть (сужение пространства):
В чистом-поле дуб вековой стоит,
А в листве-ветвях Змей сидит.
4. Заклинание:
Дай же мне, Князь Теней, силы-мудрости,
Как у Змея предревнейшего.
5. Закрепка:
Камень — вечен, Меч — надежен…
6. Завершениe:
Гой! Да будет так!
Заговор (или наговор, заклятие, примолвка) принадлежит к области народных верований, пришедших из древнеславянских верований.
При помощи заговора человек или заговаривает, то есть останавливает, действие благодетельных или вредных сил природы, или наговаривает на другого что-нибудь вредное или хорошее. Возникший из древнеславянских молитв и заклинаний, заговор основывался изначально на силе человеческого слова, потом на авторитете призываемого в нем божества, далее — на авторитете заговаривающего лица и его убеждении; вся сила заговора в точном произнесении известных слов и исполнении сопровождающих обрядов. Первоначально, наши предки, силою заповедного слова заговор надеялись принудить боготворимые силы и явления природы ко всему, что им угодно, и прибегали к заговорам весьма часто.
С течением времени круг применения заговора сокращался; и наконец, таинственные формулы перестали быть доступными всем; выделился особый класс людей, ведающих таинственную силу обрядов и молений и умеющих совершать эти обряды. Люди эти — знахари, ведуны, колдуны, волхвы, ведуньи, ведьмы и т. д. В дохристианскую эпоху в заговорах обращались преимущественно к силам и явлениям природы. Обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю и т. п. — наиболее часто встречаемые в заговорах. И, только с принятием христианства стали появляться обращения к Спасителю, Богоматери, святым.
Все заговоры делятся:
1) Заговор с действиями, ритуалами, обрядами.
2) Заговор без ритуалов и обрядов. Действия, ритуалы и обряды были весьма многочисленны и разнообразны. Наговаривали на различные предметы: соль, мыло, белила, кости мертвецов, воду, оружие, вино, уксус и т. д.
Почти на все случаи были особые заговоры и особые действия, их сопровождающие. Наибольшею популярностью и уважением пользовались и пользуются многочисленные заговоры, имеющие врачебную цель и часто помещаемые в лечебниках и травниках.
Произносились заговоры вначале «зычным голосом», а потом, особенно лечебные заговор — «шепотом» (шептания).
Заговоры — это очень древний вид дошедший до наших дней.
Но, самое главное — если вы не верите в чудодейственную силу заговоров, то лучше не беритесь за это дело.
Нажимая кнопку «Отправить комментарий» я даю свое согласие на использование и обработку моих персональных данных в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152 «О персональных данных»